В рамках образовательной подготовки по коммерческим специальностям студенты выполняют различные виды студенческих учебных работ. Одной из таких работ является бизнес-план.
Что такое бизнес-план
Бизнес-план представляет собой студенческий проект, позволяющий закрепить теоретические знания, приобрести навыки анализа рыночной ситуации и продемонстрировать умение выстраивать стратегию предприятия с нуля. Такой проект позволяет изучить интересующие студента бизнес-идеи опытным путем.
Благодаря структуре и особенностям бизнес-плана студент сможет визуализировать те особенности и детали ведения бизнеса, которые необходимы для построения успешной карьеры в предпринимательской деятельности.
На какие вопросы должен отвечать бизнес-план
Бизнес-план должен отвечать на следующие вопросы:
- Как выглядит продукт или в чем заключается услуга?
- Какова целевая аудитория продукта/услуги?
- Каким способом можно привлечь клиентов?
- Кто является конкурентом?
- Необходимы ли и в каком количестве стартовые инвестиции?
- Кто может предоставить рекомендации?
- Какой потенциал проекта на ближайшие 3 года?
- Какой ежемесячный доход и чистая прибыль?
- Какой размер эксплуатационных расходов?
- Сколько клиентов может привлечь продукт/услуга в месяц?
- На ком лежит ответственность за убытки?
- Каков порядок разделения прибыли?
- Каким образом необходимо управлять организацией?
В зависимости от вида предприятия в данный перечень могут быть внесены дополнительные вопросы.
Структура бизнес-плана
Бизнес-план, вне зависимости от формы регистрации, должен включать в себя следующие структурные элементы:
- Краткое изложение. Здесь автор должен предоставить основную информацию об организации.
- Описание организации: месторасположение, цель ведения деятельности, количество сотрудников и т.д.
- Продукт/услуга. То, что будет продаваться клиентам.
- Анализ рынка. Здесь студент анализирует отрасль: конкуренты, целевая аудитория, особенности товара/услуги.
- Маркетинговая стратегия. Программа внедрения товара/услуги на рынок, реклама, стратегия продаж и взаимодействия с клиентами.
- Руководство компании. Структура бизнеса, доли, порядок управления компанией.
- Финансовый анализ. Здесь необходимо предоставить информацию о том, кто финансирует проект и компанию в частности, а также, проанализировать текущие расходы.
Таким образом, структура письменной части бизнес-плана должна включать в себя:
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Резюме.
- Основная часть.
- Анализ рисков.
- Библиографический список.
- Приложения.
Цели и задачи
Цель бизнес-плана зависит от целей самого предприятия. Студент должен выбрать ту стратегию, которая будет действительно наиболее благоприятна и эффективна для компании. Целью бизнес-плана может стать:
- Проверка эффективности выбранной стратегии бизнеса.
- Разработка новой бизнес-стратегии с подготовкой полномасштабного бизнес-плана с полным анализом преимуществ и недостатков выбранной идеи бизнеса.
- Привлечение инвестиций. Такая цель предполагает подготовку максимально прозрачного бизнес-плана с учетом всех возможных рисков и расчетом потенциальной прибыли.
Требования к оформлению
Как и любой другой студенческий проект, бизнес-план должен быть оформлен в соответствии с действующими требованиями ВУЗа и стандартом ГОСТ:
- шрифт Times New Roman, размер 14;
- книжная ориентация листов;
- межстрочный интервал – 1,5;
- отступ – 1,25;
- размеры полей: слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа – 10 мм;
- сквозная нумерация всех страниц, кроме титульного листа (он включается в нумерацию, но цифра не ставится).
Требования к оформлению бизнес-плана могут корректироваться и дополняться в зависимости от ВУЗа и специальности.