Типовые задачи диплома (слайд 4). И в методичке, и на этом слайде я показываю, что у нас есть три уровня программы: программы MBA, программа ПП (переподготовки ИЛИ повышения квалификации). У вас могут быть разные программы: если вы учитесь на программах переподготовки или ПП, которые больше 720 часов, тогда у вас дипломный проект. Если вы учитесь на программе меньше 720 часов, тогда у вас дипломная работа. Если вы учитесь по программе МВА, значит, у вас ВКР.
И в методичке четко написаны разные требования. К диплому и МВА должен быть больше объем, должен быть больше список литературы.
Вам так же может понравится:
К диплому среднему, который больше или равно 720 часам – чуть меньший объем и меньший список, и самый маленький объем диплома.
И самый маленький список литературы это по программе ПП, которая меньше 720 часов, и вообще по этой программе даже на защиту не выходят, а просто пишут дипломную работу, сдают ее мне и на этом заканчивают.
Таких среди вас не очень много, потому что в основном учатся на МВА, либо на программе ПП или повышения квалификации, которая равна или больше 720 часов.
Что касается типовых задач (по программе МВА):
Глава 1 (теоретическая).
- Обобщить теоретический материал по теме диплома.
- Провести обзор практик по теме диплома.
- Выбрать методологию (план) исследования.
Глава 2 (аналитическая).
- Дать характеристику объекту исследования.
- Провести анализы внешней среды.
- Провести анализы внутренней среды.
- Провести SWOT и перекрестный SWOT-анализ.
Глава 3 (проектная).
- Разработать рекомендации, план и план-график мероприятий.
- Оценить риски предложенного и подготовить план по их снижению
- Рассчитать затраты и оценить (спрогнозировать) эффективность предложенного.
По программе ПП >= 720 часов (дипломный проект – без задачи 9. По программе ПП <= 720 часов (дипломная работа) – без задач 5 и 9.
Все остальное у всех одинаковое, за исключением того, что объем будет больше. У МВА программы будет больше анализов — внешней среды, например, или больше анализа внутренней среды. То есть объем среза будут разной глубины, а задачи типовые – их максимально девять. Минимально – восемь.
У диплома трехчастная форма. Он состоит из трех глав. Первая глава – теоретическая, вторая глава – аналитическая, третья глава – проектная.
Объяснение по первой главе
Задача 1. Вы пишете только теоретический материал! ВЫ НЕ ПИШЕТЕ ТАМ ПРО СВОЮ КОМПАНИЮ. Вам надо обобщить теоретический материал ПО ТЕМЕ. Покопаться в учебном материале, почитать различные статьи именно о теории.
Пример: Если вы выбрали тему про кадровый резерв, значит, вы пишете в первой задаче: что такое кадровый резерв, какие виды бывают, как они применяются, и так далее. Если выбрали тему оплаты труда, то у вас – теория по оплате труда: какие системы оплаты труда бывают, в каких случаях применяются и т.д.
Задача 2. Провести обзор практик по теме диплома.
Пример: Если вы выбрали тему кадровый резерв, то вам надо посмотреть, как в других компаниях работают с кадровым резервом. Например, как работают в Японии, какая специфика в Америке, связанная с кадровым резервом, а какая специфика в Европе?
Такой можете сделать обзор, по странам. Можете сделать обзор по вашим конкурентам: посмотреть компании российские или вашего региона. Можете ориентироваться на компании лидеров, или вашего бизнеса.
То есть нужно осмотреть периодические издания, различные статьи в интернете, интервью со специалистами в области управления персоналом, посмотреть сайты крупных компаний, как они работают, что у них там написано, и для того, чтобы потом, ссылаясь на них, сделать обзор практик по теме вашего диплома.
Задача 3. Выбрать методологию (план) исследования. То есть – какие анализы и в каком порядке вы будете проводить в главе два. Это план исследования, который вы будете проводить в главе два.
Объяснение по главе 2
Задача 4. Дать характеристику объекту исследования. = Дать характеристику вашей компании. Объект – это и есть компания/подразделение, которое указано в теме вашего диплома. То есть вы даете характеристику вот этого ОАО «Ромашка».
Задача 5, задача 6 и задача 7. Проводите анализы объекта – компании «Ромашка»: анализ внешней и внутренней сред, SWOT и перекрестный SWOT-анализ.
Примечание 1: SWOT-анализ – это анализ и внешней, и внутренней среды, потому что в нем рассматриваются и возможности угрозы (это внешняя среда) и слабые и сильные стороны (это внутренняя среда). Поэтому он последний в главе два.
Примечание 2: анализы проводите по той методологии, которую вы выбрали в главе 1 задача 3. Если вы выбрали Pest-анализ или STEP-анализ, значит вы здесь проводите анализы внешней среды именно по песту или степу. Если вы в пункте три для анализа внутренней среды выбрали SNW или 7Эс Маккински, то вы проводите анализы внутренней среды по этой методологии. То есть методология – это план, схема исследования, алгоритм, перечень анализов в главе два.
Примечание 3: Специфика аналитики задач, в шестой задаче (анализы внутренней среды), заключается в том, что вы делаете не только стратегический анализ (например, SNW), но и… Вот Pest, например, для внешней среды, или Step, или Pestle, это стратегический анализ.
А во внутренней среде вам нужно будет провести не только стратегический анализ, но сначала – первичный. То есть привести статистические данные о персонале, о структуре компании, финансовые показатели ее, функционал всех работников.
Пример: если вы выбрали тему о кадровом резерве, то –описываете функционал тех работников, которые ответственны за кадровый резерв.
Если вы выбрали тему стимулирования, то надо будет проанализировать систему оплаты труда: какая она, положения об оплате, надо будет провести опросы работников, например, выявить их удовлетворенность по методике Герчекова, вывить типы мотивационные по методике Герсберга, выявить тип корпоративной культуры по методике Камерона-Куина или Хэнди.
Надо выбрать все: и первичные исследования, и стратегические. Конечно, я подкорректирую, если вы не все выбрали.
Примечание 4: SWOT делается во 2 главе не просто так. Он делается как обобщающий в работе. Когда вы проводите анализы окружающей среды, например, Pest-анализ, вы самые важные факторы из Pest-анализ потом в SWOT -анализе станут возможностями и угрозами.
Когда вы проводите анализы внутренней среды, первичные, и потом собираете их в SNW, то самые важные факторы, которые останутся у вас в итоге, они и станут слабыми и сильными сторонами в SWOT.
SWOT мы здесь не придумаем, мы берем факторы, которые получились до этого и вставляем их в SWOT. А дальше мы делаем перекрестный SWOT-анализ, вы наверное знаете: как за счет возможности снизить угрозы, как за счет сильных сторон усилить слабые стороны…
И если вы все правильно сделали, правильно выбрали методологию, правильно провели все анализы, результаты перекрестного SWOT — это практически ваши рекомендации.
Объяснения по главе 3
То, что вы предлагаете, то, что вы хотите – это все в главе три. То есть глава два – это как есть, а глава три – как будет. Поэтому она проектная. В ней 3 типовых задачи.
Задача 8. Разработать рекомендации: если все правильно сделали, они у вас из перекрестного SWOT получаются.
Задача 9. Оценить риски. То, что вы предложили – план действий и рекомендаций – у них бывают риски. А вдруг, генеральный директор уволится, а вдруг персонал будет саботировать, а вдруг денег не хватит на проект – это все риски. Вы их оцениваете и дальше готовите план по их снижению.
Задача 10. Рассчитываете затраты. Предложили рекомендации, оформили их в план, сколько это стоит, сколько понадобится денег? Считаем зарплату сотрудников, которые будут его выполнять, затраты, которые будут для того, чтобы что-то новое внедрить. Просчитываем затраты и оцениваем, либо по формуле, либо, если не можем, прогнозируем, насколько это будет эффективно – по деньгам или по социалке.
После того, как будет разработана тематика дипломной работы и типовые задачи диплома, важно установить навигацию по ВКР.